Как работать над лекциями, конспектами

Важно с первых дней учебы выработать свой подход, свой стиль работы с учебным материалом. Это залог успешной учебы. Предлагаем вам несколько простых советов:

  1. Не следует стремиться записывать лекции дословно, поскольку темп речи лектора 90-120 слов в минуту, а темп записи около 20 слов. При записи надо активно обдумывать содержание, переформулировать его своими словами (кроме определений и формул). Это один из способов развития мышления.
  2. При записи надо обязательно оставлять широкие поля, место между строками. Фиксируйте на полях возникающие по ходу лекции вопросы, ваши мысли и соображения. Вопросы вы можете задать лектору на семинарском занятии (будьте активнее в этом). Не забывайте выделение абзацев, нумерацию основных положений. Выносите на поля ключевые слова.
  3. Конспект нуждается в доработке в день лекции, пока есть возможность оперативно восстановить пропущенный материал, расшифровать малопонятные записи. Рекомендуем в этот же день читать материал и в учебнике, отвечая на возникающие у вас вопросы. Старайтесь сразу же приводить собственные примеры, связывать материал с известными вам сведениями, практикой, личным опытом. Выделяйте главное и непонятное.
  4. Широко используйте цвет при записи и доработке конспекта. Цветовые обозначения используйте однозначно во всех записях (главное, примеры, спорные вопросы, практические рекомендации).
  5. В тот же конспект вносите по темам то новое, что услышите на семинарских занятиях, из доклада товарищей, на консультациях.
  6. При записи лекции пользуйтесь элементами стенографии, собственными сокращениями. Надо помнить, что: 1) обозначения должны быть однотипные; 2) алфавит сокращений записан в конце тетради; 3) можно обозначать цветами.

Предлагаем вам некоторые условные сокращения (используйте лишь то, что вам удобно, придумывайте свои знаки).

Существительные внутри темы можно обозначать заглавными буквами: М - мышление, П - память, Р - речь и т. д. Прилагательные можно обозначать строчными буквами: м - мыслительный, р - речевой и т. д. Иногда полезно записывать окончания буквами, например, м-го, что значит мыслительного.

Можно оставлять корневую часть слова: личн. - личностный; опускать корневую часть: а-з - анализ; опускать гласные: пртврч - противоречие, дтчб - для того чтобы, кт - который и т. д.

Предлагаемая символика:

  • математическая (физическая): > больше, < меньше,  приблизительно,  вывод,  возрастает,  принадлежит, => вытекает;
  • грамматическая: !, ?, запись крупными буквами, подчеркивание;
  • иностранные слова: sik - так, NB - обратите внимание, и другие.

Нельзя чрезмерно сокращать сокращения, чередовать их с несокращениями.

При систематической работе над конспектом и учебником знания приобретаются постепенно, а не только в период подготовки к экзаменам; работа по подготовке к семинарским занятиям облегчается; во время экзаменов следует лишь освежить в памяти свою работу в течение семестра; конспекты вы можете сохранить для работы после окончания вуза.

В. ЦИПЦЮК,
доцент кафедры психологии, к.п.н.