К столетию факультета математики
и компьютерных наук
Кафедра вычислительной математики математического факультета была образована в сентябре 1976 года по инициативе профессора кафедры математического анализа Сергея Васильевича Смирнова, который и проделал всю необходимую организационную работу по открытию кафедры. С. В. Смирнов еще в начале 60х годов увидел необходимость введения в учебный процесс математического факультета дисциплин, направленных на подготовку выпускников факультета к применению математических методов в различных областях, в первую очередь в экономике. В 1964 году на факультете было открыто отделение математики и программирования, которое просуществовало до преобразования педагогического института в университет. Согласно учебному плану студенты этого отделения изучали в достаточно большом объеме вычислительную математику и основы программирования. Преподавание данных дисциплин осуществляли сотрудники кафедры математического анализа, которые и вошли впоследствии в состав кафедры вычислительной математики. Для подготовки к разработке новых курсов на стажировку в Московский университет были направлены аспиранты кафедры математического анализа Т. П. Иванова и Г. В. Пухова. Они стажировались в Вычислительном центре МГУ, а затем были переведены в аспирантуру на кафедру вычислительной математики МГУ, по окончании которой вернулись на работу в Ивановский педагогический институт. На стажировку в Вычислительный центр Академии Наук СССР была направлена Л. В. Мочалина.
Вопрос об организации кафедры вычислительной математики возник в связи с реорганизацией педагогического института в университет, так как университетский учебный план специальности «Математика» включал в себя много дисциплин по профилю кафедры. Кроме того, учебные планы целого ряда других университетских специальностей также предполагали изучение применения вычислительной техники и математических методов в соответствующих науках.
В сентябре 1976 года к работе на вновь организованной кафедре вычислительной математики приступили 6 преподавателей: старшие преподаватели кандидат технических наук А. Ф. Вялов и кандидат физико-математических наук Т. П. Иванова, ассистенты Г. А. Кузнецова, А. И. Макеев, Л. В. Мочалина, И. Г. Сазонова. Заведующей кафедрой в мае 1977 года была избрана Т. П. Иванова.
К 1981 году кафедра уже насчитывала 9 преподавателей, среди них три кандидата физико-математических наук (Т. П. Иванова, Л. В. Мочалина, С. В. Пухов) и один кандидат технических наук (В. А. Платонов). С 1986 года кафедрой заведовал С. В. Пухов, который совмещал эту работу сначала с должностью заместителя декана, а с 1989 года — с должностью декана математического факультета.
При кафедре была создана вычислительная лаборатория, в штате которой к 1981 году состояло 20 инженеров и лаборантов, обслуживающих ЭВМ «ЕС-1022», «Наири-2» (две машины), «Мир-2», «Искра-125». Научным руководителем этой лаборатории, а впоследствии созданного на ее базе вычислительного центра университета был В. А. Платонов.
С первых лет образования у кафедры сложились хорошие отношения с научно-исследовательскими и проектными институтами ВНИПИАСУлегпром (Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт автоматизированных систем управления в легкой промышленности) и ГПКИАСУ (Государственный проектно-конструкторский институт автоматизированных систем управления). Студенты, специализировавшиеся по кафедре вычислительной математики, проходили практику в этих институтах, выполняли дипломные работы под руководством сотрудников указанных институтов, а по окончании университета часть выпускников направлялась туда на работу.
Активно сотрудничала кафедра и с органами народного образования Ивановской области. В 1984–85 годах преподаватели кафедры совместно с институтом усовершенствования учителей выполнили большую работу по подготовке учителей средних школ и преподавателей средних специальных учебных заведений к преподаванию основ информатики и вычислительной техники.
* * *
В отличие от других кафедр математического факультета, где активно работали аспирантуры, кафедра вычислительной математики всегда ощущала нехватку квалифицированных кадров и использовала различные источники для ее восполнения. Так, в конце 80х — начале 90х годов в штат кафедры вошли два выпускника физического факультета ИвГУ: А. В. Гурьянов и П. В. Девяткин. В 90х годах на кафедре по-прежнему работали три кандидата физико-математических наук (Т. П. Иванова, Л. В. Мочалина, С. В. Пухов) и один кандидат экономических наук (М. Г. Розинас). В 2003 году на место М. Г. Розинаса, незадолго до этого переехавшего в Израиль, поступил Е. В. Соколов, закончивший аспирантуру на кафедре алгебры и математической логики и вскоре после перехода защитивший кандидатскую диссертацию.
Наличие на кафедре большого числа преподавателей, хорошо разбирающихся в информационных технологиях, но не имеющих ученой степени и, как следствие, получающих весьма скромную зарплату, неизбежно приводило к утечке кадров. По этой причине в 90х — 2000х годах кафедру вынужденно оставили старшие преподаватели П. В. Девяткин, А. И. Макеев, С. В. Котвин, А. Е. Кручинин и С. В. Щаницина, некоторые из которых проработали на ней по 15 и более лет.
К началу 2000х годов штатное расписание кафедры составляло 9,5 ставки. После его сокращения в 2002 году до 8,75 ставки возникла серьезная перегрузка преподавателей, год от года усугублявшаяся вследствие начала подготовки бакалавров по направлению «Математика. Компьютерные науки» и появления множества новых дисциплин по профилю кафедры. Благодаря значительным усилиям, предпринятым заведующим кафедрой С. В. Пуховым, к 2005-2006 учебному году ситуация нормализовалась: кафедра получила 11,25 ставки и 400 часов из почасового фонда. Уже со следующего учебного года часть нагрузки стали вести первые выпускники нового бакалавриата, совмещавшие работу на кафедре (как правило, на 0,25 ставки) с продолжением учебы в магистратуре, а затем в аспирантуре.
В начале 2008 года С. В. Пухов, устав от совмещения должностей декана и заведующего кафедрой и предвкушая подготовку огромного числа документов к очередной аттестации университета, предпринял попытку передать заведование кафедрой Е. В. Соколову. Однако, в ректорате без восторга отнеслись к идее смены заведующего накануне аттестации, в результате чего было принято компромиссное решение: с марта 2008 года Е. В. Соколов был назначен заместителем заведующего кафедрой с возложением на него всех полномочий и обязанностей по управлению кафедрой, за исключением вопросов, связанных с кадрами. Окончательно и формально смена заведующего произошла в сентябре 2012 года.
В 2008 году все вузы начали ощущать уменьшение числа абитуриентов, вызванное резким спадом рождаемости в 90х годах. Следующие семь лет стали для университета временем массовых сокращений и принципиальных изменений в составе профессорско-преподавательского состава. Штат кафедры уменьшался почти ежегодно и к 2014-2015 учебному году «усох» до 5,5 ставки. В целом сокращения прошли для нее менее болезненно, чем для других кафедр математического факультета, вследствие большого числа вакантных ставок, занимаемых совместителями. Из штатных работников они коснулись в основном старожилов: на пенсию ушли Г. А. Кузнецова, Л. В. Мочалина, Т. П. Иванова и И. Г. Сазонова.
Еще одним следствием сокращений явился переход на кафедру с 2012-2013 учебного года доцента С. И. Хашина, до этого работавшего на кафедре алгебры и математической логики. Надо сказать, что это было весьма ценное приобретение: вместе с ним на кафедре появились аспиранты и научные исследования в области компьютерных наук. В последующие годы состав кафедры пополнился двумя молодыми кандидатами наук, выпускниками аспирантуры при кафедре алгебры и математической логики. В 2014 году, через полгода после защиты диссертации, в преподаватели перешел А. В. Розов, до этого в течение ряда лет работавший ведущим программистом кафедры. В 2015 году на место ушедшего на пенсию С. В. Пухова поступила Е. А. Туманова. Все эти изменения привели к значительной активизации научной работы и создали предпосылки к тому, чтобы в будущем кафедра могла готовить молодые кадры собственными силами.
* * *
В 1985 году после реформы образования и введения в школьную программу нового предмета «Основы информатики и вычислительной техники» в СССР было развернуто производство комплектов учебной вычислительной техники (КУВТ) на базе персональных компьютеров. К 1990 году на кафедре эксплуатировались два таких комплекта, построенных с использованием компьютеров Корвет и Ямаха. Первый размещался в аудитории 307, второй — в аудитории 319. В учебном процессе применялся, главным образом, интерпретатор языка Basic, прошитый в ПЗУ компьютеров обоих типов. Кроме этого, для изучения низкоуровневого программирования использовались программируемые микрокалькуляторы Электроника МК56.
В 90х годах в университет стали поставляться IBM-совместимые компьютеры с процессорами Intel 80286 и Intel 80386. На базе вычислительного центра ИвГУ из них были сформированы два компьютерных класса, в которых занимались студенты старших курсов факультета. Один из этих классов впоследствии был передан на кафедру и размещен в аудитории 305. Обучение основам программирования по-прежнему проводилось с помощью КУВТ и микрокалькуляторов.
Со временем стало ясно, что практика использования универсальных общеуниверситетских компьютерных классов себя не оправдывает, и новая техника начала поставляться преимущественно на факультеты и кафедры. В результате на рубеже 2000х годов на кафедре вычислительной и прикладной математики были введены в эксплуатацию два класса с компьютерами на базе процессоров Intel Pentium III, располагавшиеся в аудиториях 305 и 307. КУВТ Ямаха был заменен несколько позже, в 2002 году, с открытием подготовки бакалавров по направлению «Математика. Компьютерные науки». Четвертый компьютерный класс появился на кафедре в 2010 году и был размещен в аудитории 202, где ранее находился методический кабинет кафедры педагогики.
Подключение ИвГУ к Интернет произошло достаточно поздно, в 1997 году. До этого основным электронным источником информации служила некоммерческая сеть FIDONet, данные в которой передавались между узлами, главным образом, по телефонным линиям. В 1995 году по инициативе управления культурных и образовательных программ Госдепартамента США была запущена программа «Обучение и доступ к Интернет» (IATP), первоначальной целью которой было обеспечение выпускников обменных программ ECA возможностями контакта с американскими коллегами после возвращения на родину. Реализация программы осуществлялась двумя некоммерческими организациями: «Project Harmony» в России и «International Research and Exchanges Board» (IREX) в других странах постсоветского пространства. В рамках данной программы на базе ряда образовательных и культурных организаций России было создано почти 100 центров свободного доступа к Интернет. В ИвГУ такой центр открылся 1 ноября 1997 года по инициативе доцента физического факультета М. Л. Рутенберга, впоследствии начальника управления информационных и компьютерных технологий университета. Первоначально центр представлял собой один компьютерный класс, располагавшийся в аудитории 321 первого учебного корпуса. Сразу после его открытия очень низкая пропускная способность канала обеспечивала загрузку лишь текстовой составляющей web-страниц. Впоследствии в рамках той же программы IATP скорость доступа была увеличена и в начале 2000х годов возможность выхода в Интернет появилась на кафедральных компьютерах и в компьютерных классах.
В 90х годах в России повсеместно применялось нелицензионное программное обеспечение. Не являлись исключением и компьютерные классы кафедры. Наиболее интенсивно использовались программные продукты Microsoft (Windows, Office) и Borland (Pascal, Delphi, C++Builder), а также системы символьной математики Maple и Matlab. Первая попытка исправить ситуацию была предпринята старшим преподавателем кафедры А. Е. Кручининым в 2003 году. По его инициативе в компьютерных классах, располагавшихся в аудиториях 305 и 307, была установлена операционная система RedHat Linux и ряд не входивших в ее дистрибутив программных средств, таких как OpenOffice и Lazarus. Поскольку в данных классах проводились лишь занятия по изучению языков программирования, перечисленное программное обеспечение формально решало все необходимые задачи. Однако, недостаточная проработанность интерфейса операционной системы, средств разработки и прикладных программ создавала определенные неудобства и снижала эффективность обучения.
В 2003-2004 году преподаватели кафедры приняли участие в совместной программе Intel и Microsoft «Обучение для будущего», наиболее значимым результатом которой стало получение факультетом 19 лицензий на ОС Windows XP и Microsoft Office 2003 (по числу компьютеров в аудиториях 307 и 319). Понятно, что это было лишь частичным и временным решением проблемы, поэтому в 2007 году факультет присоединился к программе Microsoft MSDN Academic Alliance (позднее — MSDN AA Developer, DreamSpark Premium, Microsoft Imagine Premium) и в соответствии с ее условиями получил права на установку почти всех продуктов Microsoft (за исключением Microsoft Office) как в компьютерных классах, так и на домашних компьютерах преподавателей и студентов. Сохранение привычной рабочей среды сделало переход на новое программное обеспечение менее болезненным, хотя и потребовало значительных усилий по замене ряда приложений, используемых в учебном процессе. Пришлось пожертвовать и некоторыми преподаваемыми дисциплинами, например, посвященными изучению средств мультимедиа.
Летом 2008 года по инициативе профессора кафедры алгебры и математической логики Н. И. Яцкина была предпринята попытка приобретения комплекта лицензий для установки в одном компьютерном классе системы символьной математики Maple. Предполагалось, что эта система будет использоваться при изучении курса алгебры для выполнения рутинных вычислений и обеспечения возможности решать во время практических занятий задачи, недоступные при полностью «ручном» счете. К сожалению, в силу ряда организационных несостыковок покупка не состоялась, а последовавший затем экономический кризис сделал ее невозможной. Поэтому в 2009 году была приобретена лишь одна лицензия, которая, тем не менее, обеспечила легитимность научных исследований, а также курсовых и дипломных работ, выполняемых при помощи Maple.
* * *
В 80х — 90х годах существенную часть деятельности кафедры вычислительной математики в рамках подготовки специалистов-математиков составляла реализация одноименной специализации, пользовавшейся неизменной популярностью. При этом помимо учебных курсов, относящихся собственно к вычислительной математике (т. е. к разработке и реализации на ЭВМ методов численного решения математических задач, возникающих при моделировании естественнонаучных и прикладных проблем), на кафедре преподавались также дисциплины из области исследования операций, теории игр, методов оптимизации, теории графов, математических методов в экономике. Кроме этого, члены кафедры участвовали в реализации специализации «экономическая кибернетика», созданной на кафедре алгебры и математической логики в то время, когда ею заведовал В. Н. Егоров. Все это привело к тому, что кафедра вычислительной математики получила новое, более широкое название — «вычислительной и прикладной математики».
90е годы принесли в образовательный процесс большое разнообразие. Появились бакалавриат и магистратура, дисциплины по выбору студента, не являющиеся частью специализации, и программы получения студентами дополнительных квалификаций. Последние многие годы играли важную роль в формировании факультетских учебных планов и перечня дисциплин, преподаваемых на кафедре вычислительной и прикладной математики, поэтому о них стоит рассказать более подробно.
Первоначально идея дополнительных квалификаций состояла в том, чтобы студенты одновременно с основной квалификацией, определяемой направлением или специальностью подготовки, могли получить еще одну, расширяющую сферу их профессиональной деятельности. Образовательная программа для присвоения дополнительной квалификации разрабатывалась учебным заведением на основе требований к минимуму ее содержания, утверждаемых министерством, и включала дисциплины, практики и итоговую аттестацию. При этом предполагалось, что часть дополнительной программы может быть реализована за счет элективных и факультативных дисциплин основной, такой вариант был явным образом указан в изначальных версиях упомянутых выше государственных требований и именно он реализовывался в течение ряда лет на математическом факультете.
По-видимому, первой в перечне дополнительных стала квалификация «Преподаватель», требования к минимуму содержания которой были утверждены Госкомвузом в марте 1995 года. Спустя два года появились еще две квалификации: «Преподаватель высшей школы» (для студентов магистратуры) и «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Все они почти сразу стали реализовываться в ИвГУ: «Переводчик…» — на факультете РГФ, «Преподаватель высшей школы» — на математическом факультете (поскольку на тот момент это был единственный факультет, имеющий магистратуру), «Преподаватель» — на математическом и целом ряде других факультетов, где традиционно осуществлялась подготовка школьных учителей.
В 2000х годах взгляд на программы для присвоения дополнительных квалификаций изменился. Согласно Положению о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов они представляли собой наиболее серьезную форму профессиональной переподготовки с минимальным объемом в 1000 часов (для обычных программ профессиональной переподготовки минимум составлял 500 часов) и не обязательно должны были реализовываться одновременно с получением высшего образования. Более того, в Методических рекомендациях о порядке присвоения дополнительных квалификаций, разработанных Минобразованием, подчеркивалось, что для освоения дополнительной программы не следует использовать дисциплины по выбору и дисциплины специализаций основной образовательной программы. Впрочем, те же рекомендации разрешали перезачитывать студентам дисциплины, освоенные ими в рамках получения высшего образования, что де-факто позволяло, как и ранее, вкладывать дополнительные программы с основные.
Как уже было отмечено выше, на математическом факультете программы для присвоения дополнительных квалификаций реализовывались именно путем вложения. Ввиду их большого объема для этого требовалось использовать практически все дисциплины по выбору (за исключением специализации), а также перезачитывать некоторые обязательные. В результате выпускники специалитета могли получить дополнительную квалификацию «Преподаватель», а выпускники магистратуры — «Преподаватель высшей школы», от них требовалось лишь защитить помимо основного диплома еще одну выпускную работу и, в случае программы «Преподаватель», сдать экзамен по методике преподавания математики. Тем, кто заканчивал только бакалавриат, дополнительная квалификация не присваивалась.
Студентам, не желающим получать педагогическую квалификацию, предоставлялся альтернативный набор дисциплин по выбору, который и в бакалавриате, и в магистратуре неофициально именовался программой «Математик-прикладник». Этот набор полностью реализовывался кафедрой вычислительной и прикладной математики и включал дисциплины, связанные с экономико-математическим моделированием, теорией игр и некоторыми информационными технологиями. Естественно, всегда существовало желание оформить данную программу так же, как педагогические, и выдавать ее выпускникам государственные дипломы. И такая возможность появилась в октябре 2001 года с утверждением требований к присвоению квалификаций «Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий» и «Системный инженер (специалист по эксплуатации аппаратно-программных комплексов персональных ЭВМ и сетей на их основе)». Однако, на факультете о ней не было известно, так как перечень утвержденных государственных требований доводился министерством до вузов бессистемно в основном в виде приложений к письмам. Поэтому процесс лицензирования указанных программ и соответствующего изменения учебных планов был начат лишь в 2008 году по инициативе Е. В. Соколова, отыскавшего в Интернете один из вариантов упомянутого перечня, и завершился в 2009 году в рамках очередной аттестации университета. Сразу после этого квалификация «Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий» стала присваиваться выпускникам специалитета и магистратуры.
* * *
К концу 90х стало ясно, что популярность традиционных для факультета специальности и направления «Математика» начинает снижаться. Как потом говорил декан факультета С. В. Пухов, если бы в 2001 году он знал об утверждении требований к присвоению квалификации «Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий», то, вероятнее всего, в целях подогрева интереса ограничился бы лицензированием этой дополнительной программы. Но о «Разработчике…» известно не было и потому в 2002 году факультет начал подготовку бакалавров по новому направлению «Математика. Компьютерные науки».
Решение об открытии данного направления было весьма рискованным прежде всего потому, что на тот момент на кафедре вычислительной и прикладной математики работали лишь два человека, обладающие достаточными знаниями для чтения требуемых стандартом новых дисциплин компьютерной тематики: старшие преподаватели А. В. Гурьянов и А. Е. Кручинин. К тому же они не ладили между собой, что оставляло открытым вопрос об общем руководстве компьютерной составляющей нового направления. Преподаватели-математики в большинстве своем также относились к нововведению весьма скептически, считая, что факультет должен хранить традиции математического образования и не размениваться на удовлетворение изменчивых интересов абитуриентов.
Как бы то ни было, новое направление было открыто и по началу полностью оправдало возлагавшиеся на него надежды. В первый год приема на каждое из 15 бюджетных мест претендовали по 15 человек. Это был самый высокий конкурс по университету и один из самых высоких конкурсов по городу. В 2002–2004 годах проходным баллом для поступления в новый бакалавриат была медаль: одних отличных оценок на вступительных экзаменах могло оказаться недостаточно (ЕГЭ тогда еще не сдавали). Кроме того, в 2002 году факультет в первый и в последний раз набрал целую коммерческую группу численностью в 25 человек.
К сожалению, вскоре недостаточная готовность преподавателей факультета к ведению занятий по новому направлению стала давать о себе знать. Ввиду малого числа членов кафедры вычислительной и прикладной математики, разбирающихся в современных информационных технологиях, компьютерная составляющая бакалавриата была сведена к минимуму (30% от общего объема), остальное пространство занимали математические дисциплины. Ситуация усугублялась тем, что обучение осуществлялось в точном соответствии с названием нового направления: «Математика. Точка. Компьютерные науки». Преподаватели-математики не стремились адаптировать читаемые курсы и продемонстрировать хоть какие-то приложения излагаемого материала в компьютерной области. В свою очередь преподаватели-компьютерщики в большинстве своем также не использовали математические модели и методы при изучении информационных технологий. Наиболее ярким исключением из этого правила был Н. И. Яцкин, тогда еще доцент кафедры алгебры и математической логики, полностью переработавший классический курс алгебры и насытивший его алгоритмами и их реализацией в среде Maple. Его эмоциональные и жизнерадостные лекции для многих студентов тех лет остались самым светлым воспоминанием об учебе на младших курсах, а результаты работы нашли свое выражение в двух объемных учебных пособиях «Алгебра: теоремы и алгоритмы» и «Линейная алгебра: теоремы и алгоритмы», получивших грифы УМС по математике и механике. К сожалению, последователей у Николая Ивановича не нашлось и между студентами, пришедшими изучать компьютерные науки, и преподавателями, влюбленными в математику, нередко возникали конфликты. Пожалуй, самым ярким их свидетельством служит судьба уже упоминавшейся выше коммерческой группы, набранной в 2002 году: из 25 человек, учившихся в ней на первом курсе, бакалавриат закончили лишь четверо! Следствием всех перечисленных обстоятельств стало постепенное распространение мнения о том, что бакалавриат «Математика. Компьютерные науки» — это все та же математика, но под новым названием. В результате конкурс на данное направления начал снижаться и к 2008 году уже ненамного превосходил конкурсы на специальность и направление «Математика».
* * *
Примерно в 2007 году факультет начал ощущать первые признаки надвигающейся демографической ямы. Престиж бакалавриата «Математика. Компьютерные науки» упал и уже не позволял компенсировать снижение числа абитуриентов. Кроме того, открытие данного направления и недостаток необходимых для этого кадров на кафедре вычислительной и прикладной математики имели еще одно неприятное последствие: резкое снижение уровня преподавания компьютерных наук для студентов специальности и направления «Математика». В целях оптимизации компьютерной составляющей всех направлений подготовки, реализуемых на факультете, и наиболее полного ее использования в приемной кампании Е. В. Соколовым в 2006–2010 годах был проведен комплекс мер, которые можно охарактеризовать как максимальное задействование всех внутренних резервов кафедры.
Прежде всего была осуществлена серьезная переработка учебных планов обоих бакалавриатов и специальности. В результате занятия почти по всем дисциплинам компьютерной направленности для студентов-математиков стало возможно проводить совместно со студентами направления «Математика. Компьютерные науки». Это существенно уменьшило лекционную нагрузку по кафедре и, самое главное, вернуло содержание и качество преподавания дисциплин для математиков на должный уровень. Перечень и объем совместно читаемых дисциплин (из которых теперь состояла и бывшая программа «Математик-прикладник») с самого начала выбирались с учетом государственных требований к присвоению квалификации «Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий». Поэтому, когда в 2009 году была получена соответствующая лицензия, возможность выдавать дополнительные дипломы появилась сразу же, и этот факт постоянно подчеркивался при работе с абитуриентами.
Параллельно проводилась работа и по оптимизации программы «Математик-прикладник» в магистратуре. С одной стороны, отсутствие возможности для выпускников бакалавриата «Математика. Компьютерные науки» продолжить обучение в магистратуре того же направления выглядело не слишком привлекательно в глазах абитуриентов. С другой стороны, в результате всех произведенных изменений учебных планов содержание прикладных дисциплин, преподаваемых в магистратуре, достаточно точно соответствовало тематике направления «Математика. Компьютерные науки». Поэтому было решено начать подготовку магистров по данному направлению, взяв за основу уже сформировавшуюся программу «Математик-прикладник». Прием в новую магистратуру был открыт в 2010 году после получения соответствующей лицензии.
Следует отметить, что мероприятия по новому набору, проводимые в эти годы на факультете, не ограничивались оптимизацией учебных планов и открытием новых образовательных программ. В 2009 были организованы бесплатные лектории для подготовки к ЕГЭ по математике и информатике, активное участие в проведении которых принимали преподаватели кафедры вычислительной и прикладной математики. Поскольку эта форма работы не охватывала школьников из отдаленных от Иванова районов области, которые всегда составляли значительную часть студентов факультета, спустя два года лектории были преобразованы в заочную школу по подготовке к ЕГЭ, которая просуществовала еще несколько лет. Начиная с 2010-2011 учебного года, кафедра вычислительной и прикладной математики стала проводить муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике, за который до этого отвечала кафедра прикладной информатики экономического факультета. С 2013-2014 учебного года к муниципальному этапу добавился региональный, организацией обеих олимпиад в течение ряда лет занималась старший преподаватель кафедры Т. В. Голубева.
Конечной целью всех описанных мероприятий были закрепление и усиление компьютерной составляющей в структуре направлений подготовки, реализуемых на факультете, а также разрушение укоренившегося стереотипа, состоящего во мнении, что факультет готовит лишь учителей математики. Логичным следствием этого стало решение о переименовании с 1 сентября 2013 года математического факультета в факультет математики и компьютерных наук. Одновременно свое название изменила и кафедра, с той же даты она стала называться кафедрой прикладной математики и компьютерных наук, что более соответствовало содержанию закрепленных за нею дисциплин.
* * *
2010е годы ознаменовались переходом на стандарты третьего поколения (ФГОС ВПО) и прекращением приема на большинство специальностей с пятилетним сроком обучения. Для математического факультета этот процесс прошел практически безболезненно ввиду почти двадцатилетнего опыта реализации программ бакалавриата и магистратуры. Определенные сложности возникли лишь с дополнительными квалификациями.
Поскольку дополнительные программы, реализуемые на факультете, пользовались большой популярностью (от получения дополнительного диплома отказывались лишь отдельные студенты), в 2010 году при разработке учебных планов в соответствии с ФГОС ВПО в них была заложена возможность присвоения дополнительных квалификаций студентам как бакалавриата, так и магистратуры. Реализовать данную возможность было непросто, поскольку ранее в бакалавриате отсутствовала производственная практика, а часть относящихся к дополнительным программам дисциплин преподавалась на 5 курсе. Тем не менее, новые учебные планы удалось составить так, что выпускники бакалавриата могли вместе с основным дипломом получить квалификацию «Преподаватель» или «Системный инженер», а выпускники магистратуры — квалификацию «Преподаватель высшей школы» или «Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий» (последнюю — только при условии, что в бакалавриате они изучали прикладные, а не педагогические дисциплины). Однако, эти возможности так и остались нереализованными ввиду ряда произошедших позднее событий.
Прежде всего, в 2013 году Минобрнауки был утвержден новый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, в соответствии с которым образовательным учреждениям предоставлялось право самостоятельно определять содержание данных программ. Следствием этого стал отказ от выдачи дипломов государственного образца, повлекший за собой определенное снижение привлекательности получаемых студентами документов об образовании. Еще одной особенностью нового порядка оказалось отсутствие явного упоминания о возможности получения дополнительной квалификации одновременно с основным образованием и за счет дисциплин последнего. Формально такой способ обучения по-прежнему ничему не противоречил, но в свете новых документов выглядел чем-то похожим на мошенничество.
Существенные изменения произошли и внутри университета. Кафедра педагогики открыла коммерческую подготовку по программе «Преподаватель старшей школы» и не была более заинтересована в бесплатной выдаче педагогических дипломов. Руководство университета ввиду постоянного снижения объемов бюджетного финансирования также активно призывало к реализации коммерческих программ. Наконец, преподаватели изрядно «усохшей» после сокращений кафедры прикладной математики и компьютерных наук были заняты разработкой курсов для новых направлений подготовки бакалавров, открываемых на факультете. Все эти причины в совокупности привели к тому, что бесплатное присвоение дополнительных квалификаций выпускникам факультета прекратилось. Последний выпуск по программам «Преподаватель», «Преподаватель высшей школы» и «Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий» состоялся в 2014–2015 учебном году.
Не намного пережили дополнительные квалификации и специализации. Формально в стандартах бакалавриата такого понятия уже не было, однако они сохранились в учебных планах третьего поколения под именем модулей дисциплин по выбору студента. Более того, изначально предполагалось, что на кафедре прикладной математики и компьютерных наук будут реализовываться две специализации. Первая из них называлась «Вычислительная и прикладная математика» и включала дисциплины, связанные с экономико-математическими приложениями и численными методами, вторая имела название «Информатика и компьютерные технологии» и была посвящена программированию и компьютерному моделированию. Однако, резкое сокращение числа абитуриентов и последовавшие за ним масштабные сокращения штатов привели сначала к объединению этих двух специализаций, а затем и к полному их исчезновению. Последние относящиеся к ним дисциплины были изъяты из учебных планов в 2017 году.
* * *
Несколько апокалипсическое содержание последних абзацев в действительности не вполне отражает реалии, так как ликвидация старых областей приложения усилий преподавателей кафедры с лихвой компенсировалась появлением новых. Как уже было отмечено выше, еще в 2007–2008 годах стало ясно, что потенциал бакалавриата «Математика. Компьютерные науки» исчерпан и для сохранения факультета необходимо привлечь к нему внимание абитуриентов чем-то еще. Однако, жесткие рамки стандартов второго поколения и ограниченные возможности кафедры не позволяли на тот момент начать подготовку по новым, еще более «компьютерным», направлениям бакалавриата. Такая возможность появилась с выходом стандартов третьего поколения и предоставленной ими большей свободой в определении содержания обучения.
В качестве основного кандидата на роль вновь открываемого направления рассматривался бакалавриат «Информационная безопасность» с профилем «Безопасность компьютерных систем». Тому было несколько причин. Во-первых, на факультете сложилась сильная алгебраическая школа и к 2010м годам ее представители работали в том числе на кафедре прикладной математики и компьютерных наук. Ввиду большого количества приложений алгебры в криптографии появлялась надежда если не на создание нового научного направления в этой области, то хотя бы на размывание точки между математикой и компьютерными науками, о которой шла речь выше и которая продолжала существовать, пусть и не в столь радикальной форме. Во-вторых, в отличие от подготовки программистов, которая в том или ином виде велась во всех вузах Ивановской области, компьютерной безопасностью никто не занимался. Втретьих, представлялось, что в связи с развитием электронной коммерции спрос на специалистов со знаниями в области защиты информации появится не только у государственных учреждений и банков, но и у сравнительно небольших коммерческих фирм.
Но были и опасения. Как известно, лицензирование нового направления подготовки всегда характеризуется не вполне предсказуемыми продолжительностью и результатом, а здесь появлялась дополнительная неопределенность, связанная с участием в выдаче лицензии Федеральной службы безопасности. Процесс же уменьшения числа студентов и следовавшего за ним сокращения штатов шел настолько быстро, что времени на вторую попытку не оставалось: факультет мог просто прекратить существование как самостоятельное структурное подразделение. Поэтому с самого начала наряду с информационной безопасностью рассматривались два запасных варианта: «Фундаментальная информатика и информационные технологии» и «Информатика и вычислительная техника» — и в 2012 году были разработаны учебные планы всех трех направлений, согласованные как между собой, так и с уже имеющимися бакалавриатами «Математика» и «Математика и компьютерные науки». Позднее от бакалавриата «Информатика и вычислительная техника» решено было отказаться, так как он дальше всех отстоял от традиционной для факультета области деятельности и к тому же входил в число направлений, реализуемых в Энергоуниверситете. Документы на лицензирование были подготовлены по оставшимся двум.
Время показало, что опасения и запасные варианты оказались совсем не лишними. Лицензия на оба направления, хоть и с бюрократическим скрипом, но была получена, и прием на них начался с 1 сентября 2015 года. Однако, в этот и следующие два года бюджетные места выделялись только для бакалавриата «Фундаментальная информатика и информационные технологии». Более того, поскольку направление «Информационная безопасность» не было аккредитовано, поступающие на него студенты не получали отсрочку от армии; аккредитацию же, не имея студентов, пройти было нельзя. Все это в сочетании с еще продолжающимся демографическим спадом и отсутствием ожидаемого интереса к специалистами по защите информации со стороны коммерческих организаций привело к тому, что в 2015 и 2016 годах в бакалавриат «Информационная безопасность» так никто и не поступил. В 2017 году прием на данное направление решено было прекратить.
Столь быстрый отказ от дальнейших попыток реализации информационной безопасности был связан с тем, что запасной вариант, бакалавриат «Фундаментальная информатика и информационные технологии», пользовался устойчивой популярностью у абитуриентов и решил проблему с уменьшением численности студентов и преподавателей на факультете. Однако, увеличения штатов, на которое делался расчет с самого начала работы по лицензированию новых образовательных программ в 2008 году, в силу разных причин так и не произошло. Поэтому кафедра прикладной математики и компьютерных наук, даже после определенного упрощения учебных планов, с трудом справлялась с реализацией компьютерной составляющей пяти имеющихся направлений и бакалавриату «Информационная безопасность» оставалось ждать лучших времен. Тем не менее, знакомство с данным направлением и материалами УМО по информационной безопасности не прошло бесследно и нашло существенное отражение в содержании программы «Фундаментальная информатика и информационные технологии».
Т. П. Иванова, Е. В. Соколов
Март 2018 года