Учиться - так с интересом
Ивановский университет. 3 февраля 1999 года
Генри Уодсворт Лонгфелло |
СТРЕЛА И ПЕСНЯ |
---|
Из лука стрелу я пустил наудачу. Она потерялась, — и как же иначе? — Ведь путь этот длился всего только миг, И взгляд мой в полете ее не настиг. |
Я выдохнул песню. И вслед за стрелою Она пронеслась высоко над землею. Ее, как стрелу, упустил я опять: Чей взгляд может песню в полете поймать? |
А позже, бродя по знакомой земле, Нашел я стрелу свою в старом дупле. И песня вернулась: мой друг для меня Сберег ее, в сердце до встречи храня. |
Перевод Н.Горевой |
Если вам кто-то скажет, что у математиков в голове одни
синусы с косинусами,—не верьте им. Математикам, так же, как
и физикам, не чужда лирика. Так, знаменитый английский
математик Льюис Кэрролл написал всемирноизвестную сказку
для детей (которой зачитываются и взрослые серьезные люди)
"Алиса в Стране Чудес". А студентка первого курса магистратуры
матфака Наташа Горева пишет сценарии для факультетской
самодеятельности и переводит английских и французскийх
поэтов. В недавно вышедшем университетском студенческом
поэтическом сборнике "Еще пера бумага ждет..." есть ее
переводы стихов Киплинга, Маро, Верлена. Свои переводы
Наташа послала на конкурс "Лучшее хобби", который объявило
ивановское радио в передаче "Воскресный микрофон". И
получила приз от косметической фирмы "Эйвон". А когда у нее
будет больше жизненного опыта, Наташа, по ее словам, сама
всерьез займется стихами.
Однако вернемся к математике. Учась в английской школе,
наша героиня долго не знала, чему отдать предпочтение. В
восьмом классе учительница, ведущая курс английской литературы,
предложила ученикам переводить с английского стихи.
Наташе это понравилось, но после школы она выбрала всё-таки
не филологию, а математику. Видимо, сказалась генетическая
предрасположенность. Мама, Галина Александровна,
доцент кафедры математического анализа (и, скажем по сек
рету, иногда сочиняет стихи). Вот и решила Наташа продолжить
"семейное дело". Поступила на отделение бакалавриата
которое закончила с красным дипломом. После магистратуры
собирается продолжить учебу в аспирантуре. А пока в ее
зачетке только отличные отметки. Третий год она серьезно
занимается научной работой по теме: "Непрерывные нейросети".
Ее руководитель доцент кафедры вычислительной и прикладной
математики М. Г. Розинас отзывается о Наташе с
большой похвалой: хорошая студентка, талантливая, старательная.
Михаил Григорьевич поясняет, что они пытаются
создать модель нейронов человеческого мозга, чтобы решать
задачи, не решаемые на обычных компьютерах. В частности
алгоритмы с использованием нейросетей применяются в задаче
распознавания образов. Например, чтобы иметь возможность
определить по фото принадлежность нейронов человеку
или, допустим, лошади. Михаил Григорьевич уточняет: модель
эта будет упрощенная, поскольку в Иванове нет оборудования
позволяющее создать более совершенную.
Наташа занимается теоретическими вопросами. Дома на
своем компьютере она пытается создавать вспомогательные
программы для нейросетей. Конечный "продукт" этих исследований,
заканчивает разговор М.Г.Розинас, — сама Наташа
которая сможет решатьзадачи, находящиеся на переднем крае
науки. В перспективе у нейросетей очень широкий спектр
применения. Полученный материал Наташа использует в двух
магистерских диссертациях, которые надо написать за два
года учебы.
Диплом магистра дает право преподавать математику, а
также педагогику в высших и средних учебных заведениях.
Наташа, опережая события, уже ведет занятия в двух школах.
В родной 30-й она преподает желающим занимательную математику
в 7 и 9-х классах, готовит ребят к математическим боям.
Привлекла ее к этой работе учительница математики, выпускница
матфака Людмила Анатольевна Плотникова, дополнительно
занимающаяся со способными детьми. И результаты
налицо. В проведенной недавно 50-й городской математической
олимпиаде два Наташиных ученика завоевали призы. А еще
она ведет математическую логику в лицейских классах 6-й
школы.
В минуты отдыха Наташа занимается переводами и языками.
Студентку Гореву освободили от занятий по английскому
языку. Так она стала изучать французский. И недавно отлично
сдала экзамен, который будет только на втором курсе. Но
больше, чем "пятерка", о ее глубоких знаниях говорят переводы
стихов французских поэтов. Параллельно Наташа изучает
еще итальянский. Сначала она занималась по системе ЕШКО,
а теперь ходит на занятия в энергоуниверситет. Во время
летних каникул вместе со студентами РГФ Наташа работала
переводчиком в отряде американских волонтеров, ремонтировавших
Кохомскую школу-интернат для детей с церебральным
параличом. И в числе других студентов получила благодарность
Ивановского областного отделения Российского фонда
мира.
Вот такая она — Наташа Горева. На вопрос, как это ей все
удается, Наташа отвечает поговоркой: делай, что можешь. Вот
я и делаю, говорит она с улыбкой. И добавляет: когда человеку
что-то очень интересно, он обязательно найдет для этого
время.
Родному университету Наташа желает, чтобы в нем всегда
работало и училось столько же умных и интересных людей, как
сейчас. И, конечно, процветания.
Т.Лойко