Факультет математики и компьютерных наук, история


Учиться - так с интересом
Ивановский университет. 3 февраля 1999 года

Генри Уодсворт Лонгфелло
СТРЕЛА И ПЕСНЯ
Из лука стрелу я пустил наудачу.
Она потерялась, — и как же иначе? —
Ведь путь этот длился всего только миг,
И взгляд мой в полете ее не настиг.
Я выдохнул песню. И вслед за стрелою
Она пронеслась высоко над землею.
Ее, как стрелу, упустил я опять:
Чей взгляд может песню в полете поймать?
А позже, бродя по знакомой земле,
Нашел я стрелу свою в старом дупле.
И песня вернулась: мой друг для меня
Сберег ее, в сердце до встречи храня.
Перевод Н.Горевой

Если вам кто-то скажет, что у математиков в голове одни синусы с косинусами,—не верьте им. Математикам, так же, как и физикам, не чужда лирика. Так, знаменитый английский математик Льюис Кэрролл написал всемирноизвестную сказку для детей (которой зачитываются и взрослые серьезные люди) "Алиса в Стране Чудес". А студентка первого курса магистратуры матфака Наташа Горева пишет сценарии для факультетской самодеятельности и переводит английских и французскийх поэтов. В недавно вышедшем университетском студенческом поэтическом сборнике "Еще пера бумага ждет..." есть ее переводы стихов Киплинга, Маро, Верлена. Свои переводы Наташа послала на конкурс "Лучшее хобби", который объявило ивановское радио в передаче "Воскресный микрофон". И получила приз от косметической фирмы "Эйвон". А когда у нее будет больше жизненного опыта, Наташа, по ее словам, сама всерьез займется стихами.
Однако вернемся к математике. Учась в английской школе, наша героиня долго не знала, чему отдать предпочтение. В восьмом классе учительница, ведущая курс английской литературы, предложила ученикам переводить с английского стихи. Наташе это понравилось, но после школы она выбрала всё-таки не филологию, а математику. Видимо, сказалась генетическая предрасположенность. Мама, Галина Александровна, доцент кафедры математического анализа (и, скажем по сек рету, иногда сочиняет стихи). Вот и решила Наташа продолжить "семейное дело". Поступила на отделение бакалавриата которое закончила с красным дипломом. После магистратуры собирается продолжить учебу в аспирантуре. А пока в ее зачетке только отличные отметки. Третий год она серьезно занимается научной работой по теме: "Непрерывные нейросети". Ее руководитель доцент кафедры вычислительной и прикладной математики М. Г. Розинас отзывается о Наташе с большой похвалой: хорошая студентка, талантливая, старательная. Михаил Григорьевич поясняет, что они пытаются создать модель нейронов человеческого мозга, чтобы решать задачи, не решаемые на обычных компьютерах. В частности алгоритмы с использованием нейросетей применяются в задаче распознавания образов. Например, чтобы иметь возможность определить по фото принадлежность нейронов человеку или, допустим, лошади. Михаил Григорьевич уточняет: модель эта будет упрощенная, поскольку в Иванове нет оборудования позволяющее создать более совершенную. Наташа занимается теоретическими вопросами. Дома на своем компьютере она пытается создавать вспомогательные программы для нейросетей. Конечный "продукт" этих исследований, заканчивает разговор М.Г.Розинас, — сама Наташа которая сможет решатьзадачи, находящиеся на переднем крае науки. В перспективе у нейросетей очень широкий спектр применения. Полученный материал Наташа использует в двух магистерских диссертациях, которые надо написать за два года учебы.
Диплом магистра дает право преподавать математику, а также педагогику в высших и средних учебных заведениях. Наташа, опережая события, уже ведет занятия в двух школах. В родной 30-й она преподает желающим занимательную математику в 7 и 9-х классах, готовит ребят к математическим боям. Привлекла ее к этой работе учительница математики, выпускница матфака Людмила Анатольевна Плотникова, дополнительно занимающаяся со способными детьми. И результаты налицо. В проведенной недавно 50-й городской математической олимпиаде два Наташиных ученика завоевали призы. А еще она ведет математическую логику в лицейских классах 6-й школы.
В минуты отдыха Наташа занимается переводами и языками. Студентку Гореву освободили от занятий по английскому языку. Так она стала изучать французский. И недавно отлично сдала экзамен, который будет только на втором курсе. Но больше, чем "пятерка", о ее глубоких знаниях говорят переводы стихов французских поэтов. Параллельно Наташа изучает еще итальянский. Сначала она занималась по системе ЕШКО, а теперь ходит на занятия в энергоуниверситет. Во время летних каникул вместе со студентами РГФ Наташа работала переводчиком в отряде американских волонтеров, ремонтировавших Кохомскую школу-интернат для детей с церебральным параличом. И в числе других студентов получила благодарность Ивановского областного отделения Российского фонда мира.
Вот такая она — Наташа Горева. На вопрос, как это ей все удается, Наташа отвечает поговоркой: делай, что можешь. Вот я и делаю, говорит она с улыбкой. И добавляет: когда человеку что-то очень интересно, он обязательно найдет для этого время.
Родному университету Наташа желает, чтобы в нем всегда работало и училось столько же умных и интересных людей, как сейчас. И, конечно, процветания.

Т.Лойко


ИвГУ: Математический факультет. Главная страница