Егоров Владимир Николаевич
кандидат физико-математических наук, доктор экономических наук, профессор ректор Ивановского Государственного Университета |
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
Дорогой Владимир Николаевич! В знаменательный день Вашего юбилея преподаватели, сотрудники, аспиранты и студенты математического факультета сердечно поздравляют Вас с пятидесятилетием! И для Вас, и для нас есть повод подвести определенные итоги достойно пройденной Вами части жизненного пути. А они блестящие!
Вся Ваша учебная, педагогическая, научная и административная жизнь неразрывно связана с Ивановским государственным университетом, вузом, который стал для Вас родным домом, Alma Mater.
Вы переступили порог этого дома более 30 лет назад, и с того момента оставались ему верным и преданным служителем.
Будучи школьником, Вы участвовали в работе ЮМШ, где под руководством замечательного педагога-математика профессора С.В. Смирнова и других столь же самоотверженных педагогов постигали исключительно красивый мир элементарной математики Вы блестяще участвовали в математических олимпиадах, побеждали на городском, областном и всесоюзном уровнях. (Мы знаем, что Вам и сейчас порой не дают покоя красивые олимпиадные задачки: так хочется их порешать!)
Всё это вместе сформировало Ваш интерес, можно даже сказать, страсть к математике, позволило раскрыться Вашим природным математическим дарованиям, определило Ваш дальнейший путь.
Представители старшего поколения преподавателей нашего факультета помнят Вас ещё как студента. Вы отлично учились, занимались научными исследованиями. Вам повезло и с научным руководителем - профессором Д.И. Молдаванским. В первую очередь, под его влиянием Вы приобрели вкус к самостоятельным научным исследованиям и добились в дальнейшем значительных научных результатов.
В счастливые студенческие годы Вы не только увлеченно учились, но и активно участвовали в общественной жизни факультета и вуза, были в числе зачинателей и организаторов разных молодежных мероприятий. Это не осталось незамеченным другим выдающимся на факультете человеком - деканом А.И. Щегловым. Думается, что в значительной мере Ваши природные организаторские таланты проросли и оформились именно благодаря влиянию и поддержке А.И. Щеглова.
В лаборатории математического факультета |
Вы оставили на факультете благоприятные воспоминания о себе, факультет Вами гордится. Но и Вы со своей стороны, как благодарный воспитанник, свой родной факультет не забываете и о нем заботитесь, за что мы Вам искренне признательны.
Всем известна Ваша многоплановая деятельность, педагогическая и научная, общественная и административная, на различных высоких и ответственных должностях.
Математики любят повторять известный тезис Г.Штейнгауза "Математик сделает это лучше". Но именно Ваш жизненный путь со всей категоричностью и убедительностью подтверждает справедливость указанного принципа.
Считаем, что коллектив университета сделал правильный выбор, доверив в Ваши руки свою судьбу. Став ректором, Вы энергично и последовательно выводите наш университет из того глубокого застоя, в котором он оказался. И в этом мы безусловно поддерживаем Вас. По нашему мнению Вы непременно войдете в историю вуза как ректор-реформатор.
Свой славный юбилей Вы встречаете в расцвете творческих сил, педагогического и организаторского таланта. Вы отмечаете эту дату в окружении прекрасной семьи, внимательной и любящей супруги, замечательных детей и внуков, друзей, коллег, студентов - всех, кто относится к Вам с глубоким уважением и любовью.
Мы понимаем, сколько физических и духовных сил Вы вкладываете в свою исключительно плодотворную деятельность на столь ответственном посту. От всей души желаем Вам, дорогой Владимир Николаевич, долгих лет плодотворной творческой работы, крепкого здоровья и простого человеческого счастья!
Коллектив математического факультета.
С Владимиром Николаевичем Егоровым я встретился в 1971 году, когда приступив к учебе на первом курсе математического факультета, он стал участником руководимого мной студенческого научно-исследовательского семинара. Выбор В.Н.Егоровым профессии математика был, разумеется, вполне осознанным: к моменту окончания средней школы он уже был победителем двух областных и призером республиканских математических олимпиад. Следует, однако, заметить, что далеко не каждый успешный участник математических олимпиад школьников делает математику своей профессией. На олимпиадах предлагают задачи, решение которых известно организаторам олимпиад. Сознавая это, многие молодые люди, тем не менее, вполне удовлетворяются тем, что умеют их решать, но некоторые идут дальше и хотят научиться решать и такие математические задачи, решение которых никому не известно. Именно это желание и привело В.Н.Егорова и его однокурсников Сергея Бродского и Анатолия Зимина в мой семинар с тем, чтобы не ограничиваясь изучением стандартных математических дисциплин учебного плана, познакомиться с одним из разделов современной математической науки и применить свои способности к решению стоящих здесь задач.
И это им вполне удалось. А.И.Зимин получил ряд интересных научных результатов в теории полугрупп, а С.Д.Бродский и В.Н.Егоров посвятили себя теории групп. Задачи, которыми они занимались, имеют совершенно классическую постановку, и я попробую сейчас ее сформулировать в максимально доступной форме.
Каждый окончивший среднюю школу, знает, что квадратное уравнение с действительными коэффициентами может не иметь действительных корней, а те, кто в школе изучал математику по углубленной программе или прослушал хотя бы втузовский курс высшей математики, знают, что каждое такое квадратное уравнение имеет комплексные корни. Более того, расширив множество действительных чисел до множества комплексных чисел, мы сделаем разрешимым любое алгебраическое уравнение с действительными коэффициентами. Это утверждение было доказано достаточно давно, в 15-м веке, а на рубеже 19-го и 20-го веков оно было распространено с числовых систем на более общие образования - так называемые поля. Полем называется совокупность объектов, которые можно складывать и умножать, причем для этих операций сложения и умножения справедливы все основные свойства операций сложения и умножения чисел (системы рациональных, действительных и комплексных чисел, являющиеся примерами полей, далеко не исчерпывают списка этих алгебраических систем, широко применяемых в современной математике и ее приложениях). По аналогии с уравнениями с числовыми коэффициентами, мы можем рассматривать алгебраические уравнения с коэффициентами из произвольного поля, и ставший уже классическим результат утверждает что для любого поля и любого уравнения над этим полем можно построить более широкое поле, в котором у этого уравнения найдется хотя бы один корень.
Одним из важнейших понятий современной алгебры и всей математики является понятие группы. Возникшее в работах Эвариста Галуа, это понятие успешно работает в настоящее время практически в каждом разделе математики и в ее приложениях в физике, химии и других науках. Группа - это совокупность некоторых объектов, над которымиможно выполнять одну операцию, называемую чаще всего умножением и убладающую некоторыми естественными свойствами. Можно ввести понятие уравнения над группой и говорить о корнях уравнений. Мы скажем, что данное уравнение над данной группой разрешимо, если можно построить более широкую группу, в которой это уравнение имеет корень.
Оказалось, что в отличие от вышеописанной ситуации для полей, существует группа, над которой существует неразрешимое уравнение. С другой стороны, были известны примеры групп, над которыми разрешимы любые уравнения, и примеры уравнений, разрешимых над любыми группами. Таким образом, здесь естественно возникают две задачи: первая состоит в описании всех таких групп, над которыми разрешимы любые уравнения, а вторая состоит в описании всех таких уравнений, которые разрешимы над любыми группами. В студенческие, а затем в аспирантские годы первой из этих задач занимался С.Д.Бродский, а второй В.Н.Егоров. Каждый из них получил здесь значительные результаты, о важности которых говорит не только то, что обе задачи до сих пор не имеют окончательного решения, но, что более существенно, за прошедшие четверть века в мировой печати не появилось сообщений о каких-либо улучшениях их результатов.
Найденное В.Н.Егоровым доказательство того, что все уравнения определенного вида разрешимы над любой группой составило основное содержание кандидатской диссертации, которую он успешно защитил в 1984 году в совете Ленинградского государственного университета. В качестве оппонентов выступили ведущие специалисты в области теории групп профессор Московского университета Альфред Львович Шмелькин и старший научный сотрудник института математики Сибирского отделения Академии наук Николай Семенович Романовский. Высоко оценив научный уровень представленных в диссертации результатов, они отметили и крайнюю нетривиальность и техническую сложность их доказательств, подчеркнув тем самым упорство и настойчивость, проявленные автором работы.
Очень часто научно-исследовательская работа в математике поглощает человека целиком, не оставляя ему ни времени, ни сил для чего-то другого. К Владимиру Николаевичу это никак не относится. Он великолепно знает и ценит художественную литературу. По пути из университета домой мы с ним обсуждали не только математические проблемы, но и, например, последние вещи Стругацких; о некоторых достойных внимания писателях я узнал именно от него. Любит музыку, знает массу отличных песен и великолепно исполняет их, аккомпанируя себе на гитаре, аккордеоне или пианино. На мой взгляд, основной чертой личности Владимира Николаевича является постоянное стремление к творчеству и расширению области применения своих способностей. Еще до защиты диссертации (но уже после того, как были получены ее основные результаты) он неоднократно говорил мне, что хотел бы заняться и прикладными вопросами математики, ее применением в медицине или экономике; припоминается, что в это время он уже выполнил какую-то работу совместно с учеными из медицинского института. Тем не менее, победила экономика, и его успехи в этой области общеизвестны.
Отдельная тема - общественная и административная работа Владимира Николаевича. Я не хочу перечислять здесь всех должностей, которые он занимал, и давать оценку его работы на этих должностях; результаты здесь также общеизвестны и весьма наглядны. Отмечу лишь, что здесь мы имеем поразительное и довольно редко встречающееся соединение интенсивной исследовательской работы в весьма непростой области науки с желанием и - главное - умением вести столь же интенсивную и разнообразную организационную работу.
На мой взгляд, во всем многообразии его деятельности Владимир Николаевич остается математиком. Это проявляется и в точности его формулировок, и в выверенности и обоснованности принимаемых решений, и во многом другом. Математика, как первая любовь, остается с человеком навсегда. Часто при встрече со мной Владимир Николаевич с удовольствием рассказывает о найденном им решении очередной олимпиадной задачи.
Д.И.Молдаванский (научный руководитель В.Н.Егорова)
Дорогой Владимир Николаевич!
Поздравляю тебя с юбилеем!
Конечно, мы уже прожили немало лет, чтобы просто так радоваться очередному дню
рождения. Но зато теперь это хороший повод оглянуться и посмотреть, с толком
ли эти годы прожиты. И если да - то это не менее приятно, чем получить
деньрожденный подарок в более нежном возрасте. То, что ты сумел сделать очень
многое - неоспоримый факт, и мне приятно тебе об этом сказать!
А подарки на День Рождения приятно получать и взрослым - так что посылаю тебе
небольшую коллекцию почтовых марок.
Желаю тебе дальнейших успехов, здоровья, счастья!
Михаил Розинас
Величальная (апрель 2004 года.)
|
О слепоокий Гомер, житель лазурной Эллады! Силу дай музы твоей: ректора буду я петь, лирой своею бряцая. Лира, скажи, кем мог стать этот житель подлунного мира? Верно, пути перед ним расстилалися розны. Длань на плечо возложив, бицепсом мощным играя, Мог бы он пить золотое вино, с куртизанкой предавшися неге. Или, еще мальчуганом, игры в горелки познав, предпочесть им другие веселья. Можно и сиднем сидеть, палец сося на печи. Нет же! Друзья его ранние - числа. И Пифагор с Лобачевским Фонарь по ночам приносили, долго беседу ведя, дивяся его разуменью. Числа познав, вместе с ними и сущность Вселенной, К Смиту он взор обратил, что Адамом зовется в народе. Время текло и струилось, заложив ему в правую руку ректорский жезл. Им сокрушить возжелал стены подгнившие он. Тут же виденье открылось: шифер, компьютер, богатые гости с юрфака: Разумом быстрым схватил, что пора приниматься за стройку. Вот и компьютерный класс, вот и садовник с тележкой: Сад вдруг зимою расцвел, павлина лишь в нем не хватает. Хвост распушив, о пусть юбиляра он славит Вместе со славныим всем и здоровым его коллективом. |