на школьную страницу...

ЕГЭ по математике: структура КИМ, результаты в 2013 году

Председатель областной комиссии ЕГЭ по математике, доцент кафедры алгебры нашего факультета М.А.Артамонов о результатах, структуре и особенностях ЕГЭ в 2013 году.

Распределение участников ЕГЭ в 2013 г. по диапазонам баллов

Диапазон баллов 0-9 10-1920-2930-3940-49 50-5960-6970-7980-8990-100
Количество участников942477552852 84214252645225


Особенности и структура ЕГЭ

результат выполнения ЕГЭ по математике не влияет на аттестационную отметку выпускника;

увеличено число задач с кратким и развернутым ответом, а общее количество заданий уменьшено за счет полного отказа от заданий с выбором ответа;

увеличена доля заданий, направленных на:
1) проверку адекватности восприятия практико-ориентированных задач, изложенных неформализованным текстовым способом;
2) проверку базовых вычислительных и логических умений и навыков;
3) оценку сформированности умения считывать и анализировать графическую и табличную информацию;
4) оценку способности выпускников ориентироваться в простейших наглядных геометрических конструкциях.

Целевые установки участников экзамена

заинтересованных в получении аттестата о среднем (полном) общем образовании (задания В1–В13):

1) развитие общекультурных и коммуникативных математических навыков;
2) адекватность восприятия практико-ориентированных задач, изложенных неформализованным текстовым способом;
3) формирование базовых вычислительных и логических умений и навыков;
4) умение считывать и анализировать графическую и табличную информацию;
5) развитие способности выпускников ориентироваться в простейших наглядных геометрических конструкциях.

планирующих использовать результаты ЕГЭ по математике при поступлении в ссузы и вузы (задания B14, C1–C6)

6) владение алгебраическим аппаратом;
7) освоение базовых идей математического анализа;
8) умение логически грамотно излагать свои аргументы;
9) сформированность геометрических представлений, умения анализировать геометрическую конструкцию;
10) умение найти решение задачи повышенного и высокого уровня сложности.

Краткая характеристика КИМ 2013 года

(КИМ --- контрольно-измерительные материалы --- официальное название задач ЕГЭ)

1. При сохранении тематики и сложности существенно расширен спектр заданий базового уровня.
2. Расширен спектр заданий в позиции В2 «умение анализировать графическую информацию», за счет включения в нее заданий на чтение и анализ не только графиков, но и диаграмм.
3. Расширено количество геометрических заданий базового уровня (в части 1 добавлена задача по стереометрии в позиции В9).
4. Включено задание по теории вероятностей (в позиции В10).
5. Расширен, с сохранением тематики, круг задач С3: наряду с неравенствами, в вариантах могут присутствовать системы неравенств (алгебраических, дробно-рациональных, показательных, логарифмических).
6. Оптимизировано расположение заданий в варианте (от самых простых к самым сложным).

Структура КИМ ЕГЭ в 2013 г.

Часть 1 Часть 2
Тип заданий,
форма ответа и
уровень сложности
В1 - В14 (14 заданий)
с кратким ответом
в виде целого числа или
конечной десятичной дроби
Базовый
С1 - С6 (6 заданий)
с развернутым ответом
( запись решения с обоснованием
выполненных действий)
Повышенный и высокий
Проверяемый
учебный материал
курсов математики
1. Математика 5-6 классов
2. Алгебра 7-9 классов
3. Алгебра и начала анализа
10-11 классов
4. Теория вероятностей и
статистика 7-9 классов
5. Геометрия 7-11 классов
1. Алгебра 7-9 классов
2. Алгебра и начала анализа
10-11 классов
3. Геометрия 7-11 классов

Характеристика КИМ ЕГЭ в 2013 г. по математике

Содержательные блоки курса математики Количество
заданий
Общее
количество
первичных
баллов
Алгебра. Уравнения и неравенства.
Теория вероятностей и статистика
- уметь решать уравнения и неравенства
- уметь выполнять вычисления и преобразования
- уметь строить и исследовать простейшие
математические модели
8
В5, В7, В10, В13
С1, С3, С5, С6
17
Функции и начала математического анализа
- уметь выполнять действия с функциями
2
В8, В14
2
Геометрия
- уметь выполнять действия с геометрическими
фигурами, координатами и векторами
6
В3, В6, В9, В11
С2, С4
9
Практико-ориентированные задачи
- уметь использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни
4
В1, В2, В4, В12
4

Примеры заданий части 1 (ЕГЭ 2013 г.)

Особенности тематического содержания части 2

C1 - выделены два содержательных пункта: а) решение тригонометрического уравнения и б) отбор корней на данном промежутке.
С2 - стереометрическая задача на нахождение геометрической величины (расстояние, угол, площадь сечения).
С3 - неравенство заменено системой двух неравенств (1 балл ставился за верное решение одного неравенства; 2 балла – за верное решение двух неравенств; 3 балла – за верное решение системы).
С4 – предполагало анализ планиметрической конструкции (2 балла можно было получить, верно рассмотрев лишь один из возможных случаев, а для максимального балла необходим был анализ всех возможных случаев).
С5 - задача с параметром (по своей постановке уравнение было алгебраическим, однако в процессе решения могли привлекаться функциональные и наглядно-геометрические представления).
С6 - с одной стороны, доступно ученикам основной школы, а с другой стороны, для его решения требовалась не столько формальная математическая образованность, сколько общая математическая культура.

Примеры задач С1-С3 (ЕГЭ 2013 г.)

Пояснение к задаче С2

Пример задания С4 и С5 (ЕГЭ 2013 г.)

Пояснения к задачам С4 и С5

  

Пример задания С6 (ЕГЭ 2013 г.)

Шкала перевода первичных баллов в тестовые в 2011 и 2012 гг.

Рекомендации по подготовке к ЕГЭ 2014 г. по математике

1. Системное качественное изучение курса математики.
2. Итоговое повторение на этапе подготовки к экзамену.
3. Выявление и минимизация пробелов в знаниях, закрепление имеющихся умений, навыков, способов деятельности.
4. Отработка навыков решения задач различного уровня.
5. Выполнение упражнений, развивающих умение анализировать условие задачи.
6. Закрепление простейших вычислительных навыков и понятий, необходимых для решения практико-ориентированных заданий.
7. Формирование навыков самопроверки (добиваться устойчивого результата на уровне ожидаемого

Рекомендации, основанные на анализе типичных ошибок выпускников

Уделять внимание освоению базовых знаний курса стереометрии:
угол между прямыми в пространстве, угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостямии и т.д.
Уделять больше внимания изображению геометрических фигур (проводить дополнительные построения), применению геометрических знаний для решения практических задач.
Уделять больше внимания пониманию основных идей и базовых понятий анализа (геометрический смысл производной и др.), практико-ориентированным приложениям, связанным с исследованием функций.
Уделять внимание решению рациональных неравенств методом интервалов.

Открытый банк заданий первой части ЕГЭ

Позволяет включать задания из открытого банка в текущий учебный процесс, а на завершающем этапе подготовки к экзамену эффективно проводить диагностику недостатков усвоения отдельных тем и их устранение путем решения конкретных серий задач, составленных с использованием банка заданий.

Предупреждение: Чрезмерное использование типовых задач из открытого банка может привести к ненужному доминированию банка заданий над содержанием действующих школьных учебников. При таком подходе процесс обучения математике в старшей школе может быть сведен лишь к «натаскиванию» на запоминание текстов решений (или даже ответов) задач из банка, что вредно с точки зрения образования и неэффективно в смысле подготовки к экзамену.

Flag Counter