на школьную страницу...

Для настоящего математика пределов не существует!

Б.Я.Солон



Болонья

Факультет математики и компьютерных наук в нынешнем виде существует с 1993 года, когда на факультете была введена многоуровневая система подготовки специалистов, которая включает в себя подготовку бакалавров (4 года), дипломированных специалистов-математиков (5 лет), а также магистров (+2 года) и аспирантов. Замечу, в то время мы назывались математическим факультетом, а современное название факультет получил 1 сентября 2012 года в связи со значительными изменениями в структуре подготовки специалистов.

Сначала объясню в краткой форме, что такое многоуровневая система подготовки специалистов. Дело в том, что сентябре 2003 года Россия официально присоединилась к Болонскому процессу, начало которого произошло в середине 70-х годов прошлого века, когда Советом министров ЕС была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в городе Болонья (Италия) на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию.

Болонская декларация содержит семь ключевых положений. В частности, она предполагает введение двуциклового обучения: предварительного (англ. undergraduate) и выпускного (англ. graduate). Первый цикл длится не менее трёх лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора. Далее, через внедрение приложения к диплому обеспечивается возможность трудоустройства европейских граждан (в том числе и граждан России) в любой стране, присоединившейся к Болонскому процессу. Болонский процесс существенно расширяет мобильность студентов и стимулирует получение образования в различных вузах в зоне европейского высшего образования.

К сожалению, не все положения Болонской декларации реализованы в нашем университете в полном объеме, но, сопоставляя приведенные выше даты, можно увидеть, что наш университет (а математический факультет один из первых) уже за 10 лет до официального присоединения России к Болонскому процессу начал последовательное движение в этом направлении. Итак, мы накопили значительный опыт обучения студентов в рамках Болонской декларации.

Теперь выясним, кто такие бакалавры и магистры, и что дают выпускникам факультета соответствующие степени или квалификации и дипломы об их присуждении.

Бакалавр (англ. bachelor's degree) – это академическая степень или квалификация, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования. Бакалавриа́т — высшее образование, подтверждаемое дипломом бакалавра с присвоением академической степени бакалавра или квалификации бакалавр. Так называется завершенное высшее образование в странах-участниках Болонского процесса. В России нормативный срок обучения для получения квалификации (степени) «бакалавр» — не менее чем 4 года. Диплом бакалавра является документом, которым подтверждается завершение высшего профессионального образования, и при поступлении на работу даёт право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование. Также диплом бакалавра дает право продолжить обучение в магистратуре. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии. Лица со степенью бакалавра могут быть также допущены к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.


Магистр

Магистр (от латинского magister — наставник, учитель) — академическая степень, квалификация (в некоторых странах — ученая степень), приобретаемая студентом после окончания магистратуры. Магистрату́ра (в некоторых странах называется мастерат) — ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению. Степень «магистра» предусматривает более глубокое освоение теории по выбранному профилю и подготовку студента к научно-исследовательской деятельности по выбранному направлению. Диплом магистра лучше признаётся в большинстве стран мира, даёт возможность перевода из вуза в вуз, а также признаётся зарубежными работодателями. В современной России термин «магистр» возвращается как квалификация выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования в 1993 году. Замечу, что обладатели магистерских степеней были в России, начиная с 1803 года. Магистр занимал промежуточное положение между кандидатом (лицо, закончившее университет с отличием) и доктором. Магистерская степень давала право на чин титулярного советника, который, согласно Табелю о рангах, соответствовал 9-му классу (из 14 возможных). Нормативный срок программы подготовки магистра (при очной форме обучения) — 2 года. Однако предварительно студент должен освоить программу подготовки бакалавра (4 года) или специалиста (5 лет). Квалификация присваивается по результатам защиты магистерской диссертации на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в аспирантуру.

Теперь перенесу ваше внимание, уважаемые школьники, на то, какие направления подготовки реализуются на нашем факультете. Математический факультет осуществляет образовательную деятельность в сфере высшего профессионального образования по следующим направлениям:

Одновременно и (замечу, бесплатно) студенты факультета имеют возможность получить дополнительную профессиональную подготовку и квалификацию, не только приумножающую их знания и умения, но и расширяющую спектр должностей, которые они могут занимать непосредственно после окончания обучения.

В конце второго курса каждый студент бакалавриата независимо от направления и специализации выбирает для изучения один из двух блоков (модулей) дисциплин и практик: «Информационные технологии» или «Психология, педагогика и методика преподавания математики».

Модуль «Информационные технологии» ставит своей целью углубленное изучение: эксплуатации персональных ЭВМ и сетей на их основе; инсталляции, настройки и использования системного, инструментального и прикладного программного обеспечения вычислительных систем и сетей; оценки, выяснения и изучения причин нарушения в работе ЭВМ и сетей и участия в их устранении и предупреждении; защиты информации персональных ЭВМ и сетей. Модуль включает дисциплины, составляющие ядро всех образовательных программ в сфере информационных технологий и содержащие сведения, необходимые любому специалисту в данной области

Модуль «Психология, педагогика и методика преподавания математики» направлен на подготовку преподавателей для основной и средней общеобразовательной школ, лицеев, гимназий, колледжей и других организаций, деятельность которых связана с различными аспектами преподавания.

Оба модуля включают также учебную практику, а завершается их изучение на 4 курсе производственной практикой и сдачей итогового междисциплинарного экзамена.

Если же студент, кроме основной выпускной квалификационной работы, о которой шла речь выше, подготовит и защитит еще одну ВКР — по тематике выбранного им модуля, то вместе с дипломом бакалавра или специалиста он получит также диплом государственного образца о присвоении дополнительной квалификации:

При этом необходимо отметить, что квалификация «Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий» может быть присвоена только тем студентам, которые на младших курсах изучали модуль «Информационные технологии». Право получения квалификации «Преподаватель высшей школы» не зависит от содержания предыдущего этапа обучения.

Таким образом, после шести лет обучения на факультете математики и компьютерных наук ИвГУ, студенты имеют возможность получить четыре государственных диплома: два — об основном и два — о дополнительном образовании.


ИвГУ

Как же проходит обучение на нашем факультете? На первых курсах студенты изучают фундаментальные математические дисциплины. Начиная со второго курса, студенты pаспpеделяются по кафедрам и выбирают научного руководителя. Каждый год, начиная со 2-го курса, они пишут курсовую работу. На завершающем этапе обучения студенты готовят и представляют к защите в Государственную аттестационную комиссию выпускные квалификационные работы (дипломные работы, магистерские диссертации). Во многих из них pазpабатываются теоретические вопросы математики, часть работ носит прикладной хаpактеp, другая часть работ посвящена вопросам преподавания математики. С каждым годом увеличивается число выпускных работ, посвященных различным вопросам информатики и использующих вычислительную технику. Большое внимание на факультете уделяется психолого-педагогической и методической подготовке студентов. На 4 курсе бакалавриата и 1 курсе магистратуры студенты проходят практику в школах города. Студенты, специализирующиеся в области компьютерных наук, проходят практику в организациях, работающих в сфере информационных технологий, в организациях, использующих информационные технологии для осуществления своей основной деятельности, и в банках. Среди таких организаций можно назвать ОАО «Информатика» НПО «Консультант», ООО «Информационные банковские технологии», компания «Цифроград», ООО «Альянс», банк «Сбербанк России» и т.д. Как правило, работа студента в течение производственной практики рассматривается работодателем как испытательный срок перед последующим трудоустройством в данной организации.

Итак, направление «Математика и компьютерные науки» делает акцент на приложениях математики в сфере информационных технологий, а направление «Математика» позволяет получить классическое разностороннее математическое образование. Важной особенностью нашего факультета является возможность работы студента в тесном сотрудничестве с ведущими учеными и педагогами факультета. В совместной исследовательской работе с научным руководителем осуществляется, по существу, индивидуальная подготовка студента. Факультет предоставляет нашим студентам реальную возможность получить качественное высшее образование в самых современных фундаментальных областях математических и компьютерных наук. На факультете создана комфортная для учебы обстановка: отремонтированные, удобные аудитории и компьютерные классы, хорошее материально-техническое обеспечение современной компьютерной техникой и лицензированными программными продуктами. Главным достижением факультета является его профессорско-преподавательский коллектив, на 2/3 состоящий и докторов и кандидатов наук.

Факультет поддерживает контакты с рядом ведущих научных центров страны – Московским, Санкт-Петеpбуpгским, Новосибирским и Уральским университетами, Институтом математики им.В.А.Стеклова РАН, Вычислительным центром РАН, Институтом математики Сибирского отделения РАН. Преподаватели факультета ведут научные исследования по фундаментальным направлениям математики: комбинаторная теория групп и полугрупп, алгебраические решетки и алгебраические многообразия; дискретная и гладкая геометрия; теория функций; вычислительная математика и pазpаботка математического пpогpаммного обеспечения. Факультет является центром математической жизни региона. На факультете проводятся научные конференции и семинары. Ученые факультета участвуют в работе республиканских и международных научных конференций.

В заключение хотелось бы выделить важнейшее отличие факультета математики и компьютерных наук ИвГУ от аналогичных кафедр и факультетов других университетов города Иваново и городов центрального региона. Как говорил выдающийся физик ХХ века Лев Ландау, все науки делятся на три группы: естественные, сверхъестественные и противоестественные. Ландау математику относил к сверхъестественным наукам. Только на нашем факультете можно изучить именно математику (а не ее применение на практике, которое обычно называют прикладной математикой) и стать обладателем «сверхъестественных» знаний. Получив у нас качественное высшее математическое образование в самых современных фундаментальных областях математики и компьютерных наук, образование, подкрепленное отличным знанием компьютерных технологий, молодые бакалавры и магистры имеют прекрасную возможность смело окунуться в рыночную стихию и со 100-процентной гарантией выплыть к надежному причалу.

Flag Counter