Бесконечно печальная история жизни гениального норвежца чрезвычайно типична не только для его страны и его времени. В ней, как солнце в капле воды, отражена судьба выходца из народа, одаренного живой душой и талантом, столкнувшегося с социальной несправедливостью и свирепыми законами капиталистического общества.
Абель родился в 1802 году на северо-западном побережье Норвегии в небольшом рыбацком городке Финней, где не было ни математиков, ни нужных ему книг. О первых годах его детства почти ничего не известно. Тринадцати лет он поступил в школу в Осло. Пастор Абель, видимо, неплохо подготовил сына. Первое время он занимался без труда и получал хорошие отметки, а по математике иногда отличные. Любил играть в шахматы, посещать театр. Но среди первых учеников он не значился. Однако через три года школьной жизни у шестнадцатилетнего Нильса наступил перелом. Вместо жестокого учителя математики, избивавшего учеников, в школу приехал новый учитель Хольмбое, хорошо знавший свой предмет и умевший заинтересовать учеников. Хольмбое предоставил каждому ученику действовать самостоятельно и поощрял тех, кто делал первые шаги в овладении математикой. Очень скоро Абель не только искренне увлекся этой наукой, но и обнаружил, что в состоянии оправиться с такими задачами, которые другим не под силу.
Хольмбое всячески поддерживал его рвение, давал специальные задачи, разрешал брать учебники РёР· собственной библиотечки. Р’ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј это были "Руководства" Рйлера. "Абель СЃРѕ всем пылом отдался занятиям математикой Рё продвигался вперед СЃ быстротой, которая отличает гения", - писал позднее Хольмбое. Через короткий СЃСЂРѕРє РѕРЅ совершенно освоился СЃ элементарной математикой Рё РїРѕРїСЂРѕСЃРёР» меня заняться СЃ РЅРёРј высшей. РџРѕ собственной инициативе РѕРЅ глотал РѕРґРЅСѓ Р·Р° РґСЂСѓРіРѕР№ РєРЅРёРіРё Лакруа, Пуассона, Гаусса Рё СЃ особым интересом работа Лагранжа.
Р’ последние РґРІР° школьных РіРѕРґР° Абель начинает всерьез пробовать СЃРІРѕРё силы РІ самостоятельном исследовании, РЎРѕ свойственной юности оптимизмом РѕРЅ берется Р·Р° наиболее сложные задачи. РћРґРЅР° РёР· РЅРёС… РІ особенности привлекала всеобщее внимание. Речь идет Рѕ решении уравнений пятой степей или уравнений даже более высоких степеней. Формулы для решения уравнений низших степеней известны: второй степени - СЃ незапамятных времен, третьей степени - благодаря работам Тарталья Рё Кардано. Правило решения уравнений четвертой степени РІ радикалах дал юный ученик Кардано-Феррари. Рто случилось РІ XVI веке. РќРѕ дальше дело застопорилось: РЅРёРєРѕРјСѓ РЅРµ удавалось вывести формулу для решения уравнений пятой степени.
В том, что такая формула существует, математики в то время не сомневались. Всем казалось, что дело лишь в том, чтобы найти эту формулу, составить, волшебную комбинацию из коэффициентов уравнения, знаков арифметических действий и радикалов, по которой можно будет решить любое уравнение пятой степени. Но проходили столетия, а такую комбинацию никому не удавалось составить, хотя многие этому посвятили всю жизнь.
Абель перепробовал много путей, пока ему не показалось, что он нашел то, что нужно. Однако вскоре пришлось разочароваться в результатах: была допущена скрытая ошибка. Но задачу он не бросил.
Первый серьезный шаг РІ решении этой проблемы сделал Лагранж. РћРЅ, анализируя всевозможные выражения, составленные РёР· корней данного уравнения, Рё перестановки, оставляющие эти выражения неизмененными, доказал, что уравнение пятой степени сводится Рє решению уравнения шестой степени. "Отсюда следует, - писал Лагранж, - что весьма сомнительно, чтобы методы, которые РјС‹ рассматриваем, могли дать полное решение уравнений пятой степени". Рто уже было первое сомнение РІ положительном разрешении проблемы.
Рдействительно, вскоре после этого Абелю удалось решить тревожившую его задачу: он доказал неразрешимость в радикалах уравнений пятой степени. Он нашел причины, вследствие которых уравнения 2-й, 3-й и 4-й степеней имеют решения в радикалах, и установил, почему уравнения общего вида более высокий степени этих решений не имеют. Семья Абеля жила в крайней бедности, и в школе Нильс обучался бесплатно. К тому же в 1820 году умер отец, и семья осталась без всяких средств. Положение было безвыходное. Нильс подумывал о возвращении в родной город и о поисках работы. Но на дарование юноши обратили внимание профессора, которые помогли Абелю постудить в университет. Несколько профессоров устроили складчину и образовали своего рода стипендию, чтобы сохранить редкий для науки талант. Затем им удалось выхлопотать стипендию для поездки за границу.
Пребывание в Берлине и Париже и в других крупных математических центрах того времени вызвало к жизни целый ряд его блестящих работ. Однако все его открытия так далеко заглядывали вперед по сравнению с наукой того времени, что работы молодого математика не были поняты и оценены современниками.
За границей, как и на родине, Абель испытывал жестокую нужду и постоянное чувство невыносимого одиночества. Попытки добиться признания ни к чему не привели: его работы, посланные в Парижскую академию и переданные на отзыв крупнейшему французскому математику Коши, были потеряны, письмо знаменитому немецкому математику Гауссу осталось без ответа.
Молодой математик, совершивший переворот в науке, вернулся на родину тем же бедным, никому неизвестным "студиозиусом" Абелем, каким уехал. Ему не удалось найти никакого места. Большой туберкулезом, "бедный, как церковная мышь", по его собственным словам, двадцатишестилетний Абель в состоянии самой черной меланхолии скончался.
Существует обычай, по которому новые результаты и открытия называют по имени того, кем они сделаны. Сейчас каждый, кому случится взять в руки книгу по высшей математике, увидит, что имя Абеля увековечено в самых различных областях этой науки: существует целый ряд теорем, носящих имя Абеля, есть абелевы интегралы, абелевы уравнения, абелевы группы, формулы Абеля, преобразования Абеля...
Как бы удивился Нильс Абель, если бы узнал, что его работы оказали такое огромное влияние на развитие математики.
Р—Р° СЃРІРѕСЋ короткую жизнь Абель сделал важнейшее для дальнейшего развития математике открытие. Пытаясь решить РІ радикалах общее уравнений 5-Р№ степени, РѕРЅ выдвинул такую общую идею: вместо того, чтобы искать зависимость, само существование которой остается РЅРµ досказанным, следует поставить РІРѕРїСЂРѕСЃ, возможна ли РІ действительности такая зависимость. Руководствуясь этой идеей, Абель выяснил, почему уравнения 2-Р№, 3-Р№ Рё 4-Р№ степеней решаются РІ радикалах. Абель также обнаружил СЂСЏРґ алгебраических функций, которые РЅРµ интегрируются СЃ помощью элементарных функций; РёС… интегрирование РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє новым трансцендентным функциям. Рти исследования привели Абеля Рє созданию теории эллиптических гиперэллиптических функций, РІ которую РѕРЅ внес большой вклад независимо РѕС‚ Рљ. РЇРєРѕР±Рё. Абель - основатель общей теории интегралов алгебраических функций. Другие важные работы Абеля относятся Рє теории СЂСЏРґРѕРІ. Его именем названа теорема Рѕ непрерывности функций РІРѕ всем РєСЂСѓРіРµ сходимости соответствующего СЂСЏРґР°.
1. Лишевский Р’.Р. рассказы РѕР± ученых. - Рњ.: Наука, 1986.
2. Замечательные ученые. / Под ред. С.П.Капицы. - М.: Наука, 1980.
3. Оре О. Замечательный математик Нильс Хенрик Абель. - М.: Физматгиз, 1961.
4. Смышляев В.К. О математике и математиках. - Йошкар-Ола: Наука, 1977.