на школьную страницу...

Дорогие выпускники и их родители!

Б.Я.Солон


К вам обращается декан факультета математики и компьютерных наук Борис Яковлевич Солон. Я сам – выпускник этого факультета, пройдя через тернии, остался верен выбору будущей профессии и проделал длинный путь профессионального математика и преподавателя высшей школы. Через «мои руки» прошло большое количество студентов самых разных специальностей, которых я обучал математике, были и есть прямые ученики – аспиранты, я имею честь быть знакомым с профессорами, которые работали и работают на нашем факультете и которые составили славу и известность нашего факультета (и вместе с ним всему университету) во многих математических центрах. Будучи членом европейской ассоциации “Computability in Europe” мне посчастливилось побывать в университетах городов Казань, Новосибирск, Красноярск, Саратов, Москва, Санкт-Петербург, Хайдельберг (Германия), Сиена (Италия), Амстердам (Голландия), Свонси (Уэльс), Пекин (Китай), Филадельфия (США) и познакомиться с математиками, работающими в этих университетах. То, что я учился в Ивановском университете на математическом факультете, воспринималось многими как показатель качества обучения. Ведь не может выпускник факультета, где работали великий А.И. Мальцев и его ученики, быть «слабым» или как сейчас говорят «отстойным».

Зная судьбы многих людей, которые, так или иначе, соприкасались с математикой, могу сказать, что подавляющее большинство из них стали достойными, успешными и уважаемыми людьми. Не нужно далеко ходить за примерами, ректор Ивановского университета – профессор, доктор экономических наук Егоров Владимир Николаевич – выпускник математического факультета, прекрасный математик, кандидат физико-математических наук. Мне хотелось бы, чтобы вы услышали те важные соображения, которые, быть может, убедят вас сделать выбор в пользу факультета математики и компьютерных наук.

Среди вас, поступающих на факультет математики и компьютерных наук, много разных, отличающихся способностями, желаниями и возможностями. Есть такие – их почти точно меньшинство – для которых жизнь без занятий математикой немыслима, это их страсть и, возможно, предназначение. Или, более скромно, – потребность. Для таких людей решение о выборе пути просто. При всей неопределенности судьбы человека, занимающегося наукой, нет ничего превосходящего, даже сравнимого с удовольствием от посвящения жизни делу, которое ты любишь. Что, возможно, еще более важно – это жалкая судьба человека, отказавшегося от исполнения своей мечты или отложившего ее до лучших времен – пока не получит 'хорошую профессию', построит дом, выучит детей... Такой человек почти всегда обречен на убогую жизнь позднего сожаления.

Но большинство поступающих не испытывают страсть к математике, хотя и хотели бы заняться в будущем чем-нибудь эдаким, интересным. И в этом случае стоит начать с получения математического образования, чтобы потом стать программистом или химиком или бизнесменом. Правила математики фундаментальны, устойчивы во времени и широко применимы. Есть математические модели в химии, экономике и геополитике, нет химических моделей математики; успешный математик может стать (и есть множество примеров, когда становился) биологом, бизнесменом, политиком или тренером в футбольной команде, ни один из них не может стать математиком. Это – улица с односторонним движением. Объяснение этого феномена простое. Как правило, математический ум складывается в молодости, а математические модели лежат в основе всех развитых наук и постепенно становятся основой развитых областей деятельности (технологических областей, бизнеса, политики.)

Но есть более глубокая, для многих более веская, причина заниматься математикой именно сейчас, в наше время. В периоды устойчивого, спокойного развития общества специализированное знание оказывается более полезным и благоприятным для успеха в жизни.

Когда-то можно было освоить специальность сварщика или токаря и много лет хорошо зарабатывать, работая сварщиком или токарем. Или всю жизнь проработать учителем или врачом, с небольшим, но устойчивым доходом и уважением соседей. Однако время, в котором мы живем, трудно назвать устойчивым и спокойным. Специальности появляются и исчезают. Успешный специалист сегодня может стать ненужным завтра.

Кому же удается выжить и добиться успеха сегодня и завтра? Прежде всего тем, кто обладает развитым и трезвым умом, общим образованием, способностью приобрести и освоить новые знания и умения, а не только применить старые навыки. В этом смысле занятия математикой в начале жизни обладают уникальным преимуществом перед многими другими занятиями: математика – гимнастика ума, она развивает объективность оценки ситуаций, способность к логике, умение запланировать и совершить цепочки последовательных, связанных шагов (алгоритмы). Без такой способности невозможен успех во многих областях человеческой деятельности – от строительства дома до строительства государства.

Поэтому смело входите в двери нашего факультета. Каким бы странным, отвлеченным от жизни, даже эзотерическим не покажется вам мир математики, знайте, что на выходе вы будете готовы ко всему, чем бы вас не встретил безжалостный мир реальности.

Flag Counter