Факультет математики и компьютерных наук, история


ШАГИ К ПРОФЕССИИ
Ивановский университет. 29 апреля 1986 года

Получив задание написать о Мальцевском стипендиате, студенте 5 курса 3 группы математического факультета Михаиле Ермолаеве, я невольно представила его сосредоточенным, несколько рассеянным юношей от науки.
Однако уже первый разговор с деканом математического факультета А.И.Щегловым о Мише, мнение и оценка, данная его научным руководителем А.С.Беловым, несколько переменили мое необоснованное представление. Окончательно же его изменили встреча и разговор с самим М.Ермолаевым.
Сначала несколько выдержек из его биографии.
Ермолаев Михаил Борисович, 1964 года рождения, родом из Палеха. Родители — заслуженные художники республики, работают в Палехских художественно-производственных мастерских. На математический факультет Михаил поступил в 1981 г. после окончания Палехской средней школы. С 1983/84 учебного года он — Мальцевский стипендиат.
Интерес студента к исследовательской работе выявился задолго до распределения по специализациям. М.Ермолаев — постоянный участник Дня науки, активно выступает на специализациях с докладами.
Успешно сочетает отличную учебу с общественной работой. Он — комсорг группы, в 1981/82 учебном году был членом редколлегии группы, в 1982/83— заместителем председателя НСО факультета, в 1983/84 и 1984/85 учебных годах — членом комсомольского бюро, председателем НСО факультета. 1982 и 1983 годы — работав ССО "Кристалл", и в педагогическом отряде "Вега" в 1984 году. Работал в Юношеской математической школе при университете.
Всего несколько строк биографии, а за ними — характер человека, его активная жизненная позиция.
При первом же знакомстве с М.Ермолаевым вспомнились слова А.И.Щеглова, сказанные о нем: "Заметен. Заметен не шумихой, не рекламой, заметен делом". Эти слова вспомнятся мне и позже, когда при разговоре о любимых писателях Миши выяснится, что больше всего его привлекает Чехов, привлекает своей интеллигентностью спокойной и мягкой.
...Симпатичное, открытое лицо, умные и добрые глаза, слегка смущенная улыбка... Но за этой внешней мягкостью чувствуется сила человека, твердо стоящего на ногах и знающего свое место в жизни. В его ответах на вопросы не было ни тени заданности и шаблонности, была честность до конца. В этом вы можете убедиться сами.
— Как вам удалось в течение пяти лет удержаться на таких высоких показателях? Может быть, помогала какая-то особая организация рабочего дня?
—Да в общем-то обычный распорядок дня обычного студента. Если говорить об учебе, то до 2-го курса было трудно. Потом легче. Я живу в общежитии вместе с нашими кубинцами, на первых порах им в учебе приходилось особенно трудно, обращались ко мне за помощью, и приходилось волей-неволей и самому все повторять.
— Математика как отрасль науки имеет свою специфику, которая, наверное, не может не откладывать своего отпечатка на тех, кто ею занимается. Какими качествами должен обладать студент - математик?
— Прежде всего должен быть математический склад мышления, а остальное приложится.
— Расскажите, пожалуйста, о своей научно-исследовательской работе.
- В общем-то, рассказывать пока мало о чем. Сейчас пишу диплом. Он посвящен одному из вопросов теории тригонометрических рядов, — это классическая область математики. Тема - "Об одной проблеме Реньи".
Еще до этого из беседы с научным руководителем Миши доцентом А.С.Беловым я узнала, что написанная совместно с М.Ермолаевым статья была напечатана в солидном математическом журнале.
— Собственно здесь две статьи, объединенных в одну: одна моя, другая — М.Ермолаева. Он шел самостоятельным путем, — сказал А.С.Белов.
- Бывает ли у вас свободное время?
- Свободное время, в общем-то, можно найти, за исключением, конечно, сессии. Люблю играть в футбол, читать художественную литературу, рисовать.
То, что Миша вырос в семье художников, дало о себе знать — он хорошо владеет искусством палехской росписи. Когда был на педагогической практике в 22-й школе, оказал помощь в оформлении кабинетов. Не лишним будет упомянуть, что по окончании практики администрация школы наградила его "Почетной грамотой"
. — А кто из поэтов или писателей вас больше всего привлекает, и почему?
- Люблю А.Чехова, В.Распутина, В.Белова, А.Пушкина, С.Есенина.
Почему? На это трудно ответить, но постараюсь. Чехов привлекает меня своей интеллигентностью. Что касается В. Распутина и В. Белова, то они писатели - "деревенщики", этим меня и привлекают — сам ведь я вырос в поселке, и такой размеренный уклад жизни мне как-то больше по душе. Говорить же о том, чем мне нравятся Пушкин и Есенин, мне вообще трудно, это — то же, что говорить о том, чем нравится природа. Пушкин и Есенин — это что-то настолько естественное для русского человека, что не любить этого он не может.

— А как вы относитесь к проблеме "физики-лирики", и вообще видите ли в этом проблему?
— Проблему из этого, я думаю, вообще не стоит делать, И насчет замыкания в узкопрофессиональных рамках отвечу, пожалуй, тоже отрицательно; на тех, кто не учит, вряд ли положит отпечаток не только узкопрофессиональность науки, но и какие-то другие знания, а у тех, кто занимается своей наукой, как правило, и более широкий кругозор.
— Помогает ли вам в учебе работа на лекциях и семинарах, и как вы относитесь к такому виду работы, как работа по индивидуальному плану? Считаете ли вы нужными для студента такие виды помощи, как помощь преподавателя-куратора, группы взаимопомощи?
— К работе по индивидуальному плану отношусь положительно. Учеба в вузе должна ориентировать на самостоятельность, лекции и семинары должны служить каким-то толчком, подспорьем. Вообще, отношение к таким видам работы, как лекции и семинары, неоднозначное: с одной стороны, они способствуют развитию, с другой — задерживают его, сдерживают инициативу, устанавливают какие-то жесткие рамки. Взаимопомощь, поддержка кураторов студентам, наверно, нужна, особенно на первых курсах.
— Кем вы видите себя в перспективе?
— Пожалуй, учителем математики. На мой выбор повлиял старший брат, он окончил Горьковский университет, механико-математический факультет.
Так закончилась наша беседа с Михаилом Ермолаевым. После нее осталось впечатление, какое бывает от общения с живым, незаурядным человеком. Он — творческая натура, свободная от каких-то догм и предвзятых суждений. Думаю, такие люди - свободно и самостоятельномыслящие и поступающие — нужны везде, ибо именно они способны на открытия, именно их живой мыслью движется прогресс.

Л. СМУЛЬСКАЯ, студентка 3 курса филологического факультета,
слушатель отделения журналистики ФОП.


ИвГУ: Математический факультет. Главная страница