ШАГИ К ПРОФЕССИИ
Получив задание написать о Мальцевском
стипендиате, студенте 5 курса 3
группы математического факультета Михаиле Ермолаеве, я невольно
представила его сосредоточенным, несколько рассеянным юношей от науки.
Ивановский университет. 29 апреля 1986 года
Однако уже первый разговор с деканом математического факультета
А.И.Щегловым о Мише, мнение и оценка,
данная его научным руководителем
А.С.Беловым, несколько переменили мое
необоснованное представление.
Окончательно же его изменили встреча и разговор с самим М.Ермолаевым.
Сначала несколько выдержек из его биографии.
Ермолаев Михаил Борисович, 1964 года рождения, родом из Палеха. Родители
— заслуженные художники республики, работают в Палехских
художественно-производственных мастерских. На математический факультет Михаил
поступил в 1981 г. после окончания Палехской средней школы.
С 1983/84 учебного года он —
Мальцевский стипендиат.
Интерес студента к исследовательской работе выявился задолго
до распределения по специализациям. М.Ермолаев — постоянный участник
Дня науки, активно выступает на специализациях с докладами.
Успешно сочетает отличную учебу с общественной работой. Он — комсорг
группы, в 1981/82 учебном году был членом редколлегии группы, в 1982/83—
заместителем председателя НСО факультета, в 1983/84 и 1984/85 учебных
годах — членом комсомольского бюро, председателем НСО факультета.
1982 и 1983 годы — работав ССО "Кристалл", и в педагогическом отряде "Вега"
в 1984 году. Работал в Юношеской математической школе при университете.
Всего несколько строк биографии, а за ними — характер человека, его
активная жизненная позиция.
При первом же знакомстве с М.Ермолаевым вспомнились слова
А.И.Щеглова,
сказанные о нем: "Заметен. Заметен не шумихой, не рекламой, заметен делом".
Эти слова вспомнятся мне и позже, когда при разговоре о любимых писателях
Миши выяснится, что больше всего его привлекает Чехов, привлекает своей
интеллигентностью спокойной и мягкой.
...Симпатичное, открытое лицо, умные и добрые глаза, слегка смущенная улыбка...
Но за этой внешней мягкостью чувствуется сила человека, твердо стоящего
на ногах и знающего свое место в жизни. В его ответах на вопросы не
было ни тени заданности и шаблонности, была честность до конца. В этом вы
можете убедиться сами.
— Как вам удалось в течение пяти лет удержаться на таких высоких
показателях? Может быть, помогала какая-то особая организация рабочего дня?
—Да в общем-то обычный распорядок дня обычного студента. Если говорить об
учебе, то до 2-го курса было трудно. Потом легче.
Я живу в общежитии вместе с нашими кубинцами, на первых порах им в учебе
приходилось особенно трудно, обращались ко мне за помощью, и приходилось
волей-неволей и самому все повторять.
— Математика как отрасль науки имеет свою специфику, которая,
наверное, не может не откладывать своего отпечатка на
тех, кто ею занимается. Какими качествами должен обладать
студент - математик?
— Прежде всего должен быть математический склад мышления,
а остальное приложится.
— Расскажите, пожалуйста, о своей научно-исследовательской работе.
- В общем-то, рассказывать пока мало о чем. Сейчас пишу диплом. Он
посвящен одному из вопросов теории тригонометрических рядов, — это
классическая область математики. Тема - "Об одной проблеме Реньи".
Еще до этого из беседы с научным руководителем Миши доцентом
А.С.Беловым я узнала, что написанная совместно с М.Ермолаевым статья
была напечатана в солидном математическом журнале.
— Собственно здесь две статьи, объединенных в одну: одна моя, другая —
М.Ермолаева. Он шел самостоятельным путем, — сказал
А.С.Белов.
- Бывает ли у вас свободное время?
- Свободное время, в общем-то, можно найти, за исключением, конечно,
сессии. Люблю играть в футбол, читать художественную литературу,
рисовать.
То, что Миша вырос в семье художников, дало о себе знать — он хорошо владеет
искусством палехской росписи. Когда был на педагогической практике в
22-й школе, оказал помощь в оформлении кабинетов. Не лишним будет упомянуть,
что по окончании практики администрация школы наградила его
"Почетной грамотой"
.
— А кто из поэтов или писателей вас больше всего привлекает, и почему?
- Люблю А.Чехова, В.Распутина, В.Белова, А.Пушкина, С.Есенина.
Почему? На это трудно ответить, но постараюсь. Чехов привлекает меня своей
интеллигентностью. Что касается В. Распутина и В. Белова, то они писатели -
"деревенщики", этим меня и привлекают — сам ведь я вырос в поселке,
и такой размеренный уклад жизни мне как-то больше по душе. Говорить
же о том, чем мне нравятся Пушкин и Есенин, мне вообще трудно, это — то
же, что говорить о том, чем нравится природа.
Пушкин и Есенин — это что-то настолько естественное для русского человека,
что не любить этого он не может.
— А как вы относитесь к проблеме "физики-лирики", и вообще видите ли
в этом проблему?
— Проблему из этого, я думаю, вообще не стоит делать, И насчет замыкания
в узкопрофессиональных рамках отвечу, пожалуй, тоже отрицательно; на тех,
кто не учит, вряд ли положит отпечаток не только узкопрофессиональность
науки, но и какие-то другие знания, а у тех, кто занимается своей наукой, как
правило, и более широкий кругозор.
— Помогает ли вам в учебе работа на лекциях и семинарах, и как вы
относитесь к такому виду работы, как работа по индивидуальному плану?
Считаете ли вы нужными для студента такие виды помощи,
как помощь преподавателя-куратора, группы взаимопомощи?
— К работе по индивидуальному плану отношусь положительно. Учеба в вузе
должна ориентировать на самостоятельность, лекции и семинары должны
служить каким-то толчком, подспорьем. Вообще, отношение к таким видам
работы, как лекции и семинары, неоднозначное: с одной стороны, они
способствуют развитию, с другой — задерживают его, сдерживают инициативу,
устанавливают какие-то жесткие рамки. Взаимопомощь, поддержка кураторов
студентам, наверно, нужна, особенно на первых курсах.
— Кем вы видите себя в перспективе?
— Пожалуй, учителем математики. На мой выбор повлиял старший брат, он
окончил Горьковский университет, механико-математический факультет.
Так закончилась наша беседа с Михаилом Ермолаевым. После нее осталось
впечатление, какое бывает от общения с живым, незаурядным человеком.
Он — творческая натура, свободная от каких-то догм и предвзятых
суждений. Думаю, такие люди - свободно и самостоятельномыслящие и поступающие
— нужны везде, ибо именно они способны на открытия, именно их живой
мыслью движется прогресс.
Л. СМУЛЬСКАЯ,
студентка 3 курса филологического факультета,
слушатель отделения журналистики ФОП.